Новость для всех автолюбителей Казахстана: с 2025 года упрощённые условия автокредитования могут кардинально изменить автомобильный рынок страны. Новое постановление Агентства по регулированию и развитию финансового рынка отменяет обязательный расчет коэффициента долговой нагрузки (КДН) при оформлении кредита на покупку автомобиля.
Что изменилось?
Ранее банки строго проверяли кредитную историю: если ежемесячный платеж по кредиту достигал 50% от доходов, автокредит мог быть отклонён. Теперь же, до конца 2026 года, это требование снимается не только для покупки нового автомобиля под залог, но и для приобретения подержанных авто. Новые правила охватывают следующие категории:
- Покупку новых автомобилей под залог транспортного средства;
- Кредитование подержанных автомобилей (до 3 лет) с первоначальным взносом от 30 до 50%;
- Кредитование автомобилей старше 3 лет с первоначальным взносом от 50%.
Влияние на рынок
Упрощение автокредитования значительно расширит возможности для казахстанцев, особенно для тех, у кого уже имеются финансовые обязательства. По данным Первого кредитного бюро, автокредитных договоров зарегистрировано более 591 тысячи, а портфель автокредитов достиг 3,6 триллиона тенге, что свидетельствует о высоком спросе, готовом к дальнейшему росту.
Поддержка отечественного автопрома
Новые меры направлены на стимулирование развития местной автомобильной промышленности. Запуск таких производственных мощностей, как завод Astana Motors Manufacturing Kazakhstan, поможет снизить зависимость от импорта и, возможно, приведёт к уменьшению стоимости отечественных автомобилей.
Риски и вызовы
Эксперты предупреждают о возможном росте цен на автомобили из-за увеличения спроса. Банки по-прежнему будут ориентироваться на платежеспособных заемщиков, а упрощённые условия могут оказаться менее выгодными для тех, кто не располагает достаточным первоначальным взносом или стабильным доходом.
Упрощение условий автокредитования в Казахстане создаёт уникальные возможности для рынка, стимулирует продажи и поддержку отечественного автопрома, однако вместе с этим несёт потенциальные риски повышения цен. Время покажет, как новые меры повлияют на общий автомобильный ландшафт страны.